Козел отпущения в семье – это самый обесцененный член семьи. Это тот, который для всех остальных как будто бы единственный, кто во всем виноват. На которого все остальные сбрасывают весь негатив, что есть в семье.
Девиз жизни «козла отпущения» в своей семье – «что бы ты не сделал, это всё равно будет плохо, и ты всё равно для всех будешь плохим».
В этой статье я расскажу, как нахождение в своей семье в такой роли козла отпущения сказывается на психике человека. Что в результате длительного нахождения в роли козла отпущения у человека формируется психологическая травма.
Расскажу про комплекс козла отпущения. Про то, что люди, выросшие в такой роли, обычно плохо знают самих себя, и почему так происходит. Какие особенности есть у таких людей. И расскажу, какая внутренняя работа может помочь тем взрослым людям, которые выросли в семье, где они были «козлами отпущения».
Травма козла отпущения
Когда из ребенка в семье делают «козла отпущения» – это разновидность жестокого обращения. Даже, если это перекладывание вины происходит в довольно мягкой форме.
Для ребенка, выросшего в семье, где он был «козлом отпущения» – этот опыт становится травматическим. Причем вне зависимости от степени тяжести этого опыта, нахождение в такой роли – формирует у ребенка психологическую травму. Ведь такое обращение с ним длится на протяжении многих лет. И этот опыт формирует так называемую накопительную, хроническую травму. Если постоянно в течение длительного времени бить в одно и тоже место, даже при небольших ударах – это приведет к серьезной травме.
Такой опыт постепенно приводит к определенным личностным изменениям. Например, человек может адаптироваться к такой семейной обстановке через научение постоянно во всем винить самого себя. Или через поведенческую стратегию – постоянно ожидать от всех нападения и стремиться к тому, чтобы напасть первым. И то, как ребенок научился адаптироваться к своей среде – будет довольно сильно определять, с какими сложностями и проблемами он постоянно будет сталкиваться в своей взрослой жизни.
Также усугубляет травму здесь то, что такому ребенку обычно не к кому обратиться за поддержкой. Если все близкие для тебя люди постоянно и беспричинно настроены против тебя – у тебя нет возможности пойти к ним со своей болью.
И даже, когда такой ребенок вырастает – он также с большой вероятностью может сталкиваться с такой же беспричинной враждебностью по отношению к себе со стороны других сообществ. Потому что из-за непроработанной травмы у него действует механизм «навязчивого повторения». Когда психика в попытках проработать травматический опыт стремится к повторению подобного опыта. Но чаще всего при действии такого механизма – проработать этот опыт снова не получается из-за недостаточности ресурса и поддержки со стороны. И в результате травма усугубляется.
Комплекс козла отпущения
У того, кто вырос в семье, где он был «козлом отпущения» – в психике есть некоторое образование, так называемый «комплекс козла отпущения». Такой комплекс включает в себя, как минимум, две части психики такого человека, две субличности:
1) Обвинитель (или внутренний критик) – тот, кто делает из другого «козла отпущения», кто обвиняет, осуждает, преследует, критикует, обесценивает его, проецирует на него собственные недостатки.
2) Сам козел отпущения – тот, из кого делают «козла отпущения», кто подвергается обвинению, преследованию, на кого другие проецируют различные неприятные части своей психики, в кого погружают собственные неприятные чувства, в ком видят собственную «плохость».
Также комплекс может включать в себя и свидетелей – это те, кто видит пару «обвинитель/козел отпущения», кто наблюдает, как разворачивается эта история между этой парой, и как-то на это реагирует внутренне и внешне. Часто позиция «свидетеля» содержит в себе страх, что он сам станет «козлом отпущения», если вмешается и станет протестовать против обвинений обвинителя.
И поэтому чаще всего, свидетели внешне присоединяются к действиям обвинителя, поддерживают его. Даже, если внутренне они могут быть не согласны с происходящим, внешне они не показывают своего несогласия, чтобы самим не пострадать.
Также побуждать свидетелей присоединяться к обвинителям может невыносимость чувства бессилия. Слишком больно наблюдать за тем, как над кем-то совершается психологическое насилие, а ты ничем не можешь помочь, ничего не можешь с этим поделать. И тогда может включаться бессознательная психологическая защита – рационализация: «раз с ним так обращаются, то это потому, что он что-то делал не так, он как-то это спровоцировал».
Также включать такую защиту может и бессознательное чувство вины. Когда свидетель в глубине души чувствует собственную вину за то, что он не вмешивается, за то, что боится заступиться за «козла отпущения», что боится конфликта с агрессором. И чтобы не испытывать это чувство вины, психика того, кто находится в позиции свидетеля – переворачивает ситуацию таким образом, что как будто сам козел отпущения спровоцировал свою травлю, что он сам виноват, потому что или был слишком слаб, чтобы дать сдачи, или потому что сам был слишком агрессивен. И свидетель начинает верить в эту идею.
Но иногда свидетель может брать на себя роль такого героя, который заступается за козла отпущения и протестует против действий обвинителя. Что иногда может заканчиваться и тем, кто «козлом отпущения» уже становится он – чего как раз и боится большинство свидетелей, которые не рискуют вступать в конфронтацию с обвинителем.
Это внутренние части, которые есть в психике человека, выросшего в роли «козла отпущения». И человек может идентифицироваться с любой из этих частей.
Если он идентифицируется с «козлом отпущения», то в коллективах он становится объектом травли или просто становится «белой вороной» среди других. Если он в большей степени идентифицируется с «обвинителем», то он сам ищет козлов отпущения среди других людей, то есть начинает делать с другими то, что когда-то делали с ним. Любой агрессор сам когда-то был жертвой.
А если человек больше идентифицируется со свидетелем, то он оказывается в коллективах, где кто-то из кого-то делает «козла отпущения». И он вынужден как-то на это реагировать.
Но такой комплекс козла отпущения есть не только в психике того, кто был в своей семье «козлом отпущения». Но и в психике тех, кто когда-либо наблюдал – как из кого-то делали «козла отпущения». То есть сам не участвовал, но наблюдал за подобным травмирующим взаимодействием.
Именно поэтому психологи выделяют такую травму – как травму свидетеля. Наблюдение за насилием тоже травмирует психику. И вследствие такой травмы у человека тоже образуются расщепленные части – обвиняемой и обесцененной жертвы, обвиняющего агрессора и свидетеля.
И то напряжение, которое создают части психики внутри комплекса «козла отпущения», иногда становится настолько непереносимым, что человек ищет внешние возможности во взаимоотношениях с другими людьми – чтобы «отыграть» хотя бы какую-то из ролей этого комплекса. И тогда он воспроизводит сам или активно включается в чужое воспроизведение такого сценария, где кто-то из кого-то делает «козла отпущения». Если даже не из роли «козла отпущения» или «обвинителя», то хотя бы из роли «свидетеля».
Люди, выросшие в роли козла отпущения, не знают самих себя
По сути, того, кто находится в системе в роли «козла отпущения», используют, как контейнер для негатива. Им не интересуются, как уникальной личностью. Никого не интересует, какой он на самом деле, что он думает, что чувствует, какие у него ценности и взгляды на мир. Вместо этого он нужен лишь как экран для проекций и как вместилище для смещенных неприятных чувств.
И поэтому, те, кто вырос, находясь в своей семье в этой роли – не знают самих себя. Они не знают, какие они, как личности. Они лишь думают о себе, что они плохие. Ведь, если самые близкие и любимые люди, от которых зависит твое выживание, любое твое проявление и качество воспринимают, как плохое, и если они постоянно тобой недовольны – то сложно не прийти к выводу, что ты плохой, и что с тобой что-то не так.
И чтобы можно было противостоять такому восприятию тебя и твоих проявлений, чтобы можно было внутренне не соглашаться с тем, что ты плохой, и не воспринимать чужое мнение про тебя, как истину в последней инстанции – нужно знать себя, какой ты есть.
Но у тех, кто вырос в роли козла отпущения, такого знания себя нет. И оно и не могло бы сформироваться, потому что он был важен в семье только в качестве контейнера для чужого негатива. А какой он там на самом деле под всеми этими чужими проекциями – членов его семьи не интересовало.
И тогда такой человек и сам научается этим особо и не интересоваться. И тогда он привыкает заменять собственное знание о том, кто он такой и какой он – чужим мнением про себя. “Я такой, каким меня видят. И если другие считают меня плохим – значит я плохой”.
То есть, у тех, кто вырос в роли “козла отпущения”, самооценка и самоотношение подменяется чужими негативными оценками и чужим отношением. И поэтому они вырастают особенно уязвимыми к критике, к чужим негативным проекциями и к чужому мнению. У них как будто нет защиты от чужой негативной обратной связи. И любая критика со стороны автоматически для них является как будто бы истинной.
«Я – не такая, какая я есть на самом деле (потому что себя настоящую я не знаю). Я такая – какой меня видят люди со стороны».
Сильные стороны людей, выросших в роли козла отпущения
- Ресурс людей, выросших в роли козла отпущения в том, что часто они от природы обладают высокой чувствительностью нервной системы, они обладают особой чувствительностью к глубоким слоям психики, они очень тонко чувствуют бессознательную тень других людей, тень коллективов, они очень чувствительны к чужим проективным идентификациям.
- Они могут быть не такими, как все, они научились выдерживать собственную непохожесть на других.
- У них может быть хорошо удовлетворена потребность в уникальности, индивидуальности.
- Они более устойчивы к теневому материалу, в меньшей степени, чем другие люди, они опасаются обнаружить в себе всякие “плохие” качества или “плохие” чувства.
- Они способны к самокритике, могут признавать свои ошибки, брать на себя долю своей ответственности, не перекладывать её на других людей.
- Им часто свойственен интерес к психологии и самопознанию, они стремятся к исцелению, к своему психологическому развитию. Из-за чего они чаще других приходят в терапию или сами становятся психологами.
- У них развитая эмпатия, они умеют сопереживать чужой боли
- Они довольно открыты своему бессознательному, поэтому они часто бывают более честными с самими собой, чем другие люди.
В чем уязвимость «козлов отпущения»?
- Они не знают себя, поэтому легко сливаются, внутренне соглашаются с чужой критикой.
- Они переполнены чувствами стыда и вины, чувствуют себя дефектными, плохими, неполноценными.
- Они с детства привыкли к отвержению, а потому могут неосознанно выбирать и переоценивать тех, кто их отвергают. И не замечать, опасаться, недооценивать тех, кто относиться к нему с симпатией и принятием. Или могут выстраивать свои отношения с другими людьми таким образом, чтобы у них не было возможности не отвергать их.
- Они замечают лишь свои собственные недостатки, свою вину, свои промахи, ошибки и несовершенства. И не могут не замечать чужих недостатков, чужого несовершенства, чужой доли ответственности. И потому могут тратить много энергии на то, чтобы измениться в лучшую сторону там, где на самом деле “косячат” другие люди.
- Им сложно защищать и отстаивать себя и свои границы уверенным способом.
- Они не доверяют самим себе – своим собственным чувствам, ощущениям, мыслям, взглядам, своему наблюдению. И могут верить другим больше, чем самим себе.
- Они часто берут на себя чужую ответственность, поэтому могут легко стать жертвами манипуляций со стороны других.
Чему можно научиться и что может помочь тем, кто вырос в роли «козла отпущения»?
- В первую очередь, важно научиться задавать себе вопрос «А что я сама об этом думаю?». Потому что «козлы отпущения» часто сливаются с чужой критикой, с обесценивающими высказываниями, с чужим негативным отношением других людей по отношению к ним.
И регулярный вопрос «А что я сама об этом думаю?» – может помогать постепенно переориентироваться с фиксации на чужих ярлыках и оценках на самоанализ и самонаблюдение.
- Также важно начать изучать и исследовать себя, какая вы, какой вы человек, что вам свойственно, а что нет. И за счет этого узнавания себя формировать у себя крепкое ощущение «Я», чтобы вы сами хорошо понимали – а кто вы такая.
Если я довольно четко понимаю, какой я человек, то чужие проекции или какая-то чужая обратная связь про меня – не будет сильно расшатывать мое ощущение себя. Когда я знаю, кто я – тогда мне гораздо легче заметить, когда на меня каким-то таким образом повлияли, что я как будто перестала быть собой вследствие чужой проективной идентификации.
Люди с комплексом «козла отпущения» обычно себя не знают, или знают очень плохо, или считают, что они плохие. Они знают про себя то, что про них говорили значимые близкие в детстве. А так как это «зеркало» было не очень адекватным, было сильно искажающим – то важно теперь сформировать у себя новое понимание того, кто вы, путем изучения себя и безоценочного наблюдения за собой.
- Научиться четко понимать границы вашей и чужой ответственности.На «козлов отпущения» часто навешивали чужую ответственность, и поэтому у них не сформировано здоровое понимание того, где чья ответственность. Чем успешно и пользуются другие люди, особенно не очень психически здоровые люди.
И чтобы не путаться и не включаться в эти игры, важно научиться разделять – в чем состоит ваша ответственность, а в чем состоит ответственность других людей? И научиться распознавать, когда на вас перекладывают чужую ответственность.
- Возвращать себе свое право на гнев, на здоровые проявления этого гнева. И изучать свои защитные механизмы, из-за которых вы иногда не распознаете свой гнев.Гнев – это важный индикатор, по которому вы можете распознавать, когда ваши границы нарушают. И вообще с помощью гнева вы можете сформировать для себя свои личные границы – что допустимо по отношению к вам, а что нет. А также гнев дает энергию, чтобы вы могли защитить свои границы.
- Запомнить, что, если в вас есть маленькая часть из того, в чем вас обвиняют – это не значит, что вы вся такая. И что этого недостаточно, чтобы назвать вас таким человеком.И если вас какие-то другие люди целиком воспринимают как плохого только потому, что в вас есть чуть-чуть некоторых «плохих» проявлений, то вам необязательно с этим внутренне соглашаться.
У тех, кто вырос в роли «козла отпущения» часто есть такая штука – что они путают часть и целое, особенно, если дело касается их самих. И поэтому, они могут соглашаться с чьей-то критикой, каким-то негативным ярлыком или обвинением только потому, что нашли какую-то малюсенькую часть правдивости этого обвинения.
Например, вы не можете считаться «злым человеком» только потому, что когда-то чуть-чуть позволили себе о ком-то подумать плохо. Это неадекватно ситуации. И вы не можете считаться во всем виноватым, если вы вдруг обнаружили, что вложили какую-то маленькую часть своего вклада в неприятную ситуацию. Часть не равно целому.
Но «козлы отпущения» часто сами с собой это делают, путая какую-то маленькую часть себя и себя целиком. Вы гораздо более многогранная и разнообразная личность – чем любой из ярлыков, который когда-либо на вас навешивали. И в любую систему, и в любые отношения свой вклад вносите не только вы, но и другие люди. А значит, что не может быть такого, что во всем виноваты только вы. Это искажение реальности.
- Всегда помнить, что большинство тоже может ошибаться.Если большинство думают не как вы, то это еще не значит, что это вы искажаете реальность. Вполне может быть вариант, что это большинство искажает реальность. Бред психически нездоровых людей часто бывает заразительным и может влиять сразу на всю толпу.
Важно не терять опору на себя, если большинство или даже все ваше окружение считает по-другому. Учитесь доверять своим чувствам, своему умению анализировать ситуацию больше, чем другим людям. Это очень важно, особенно для тех, кто вырос в роли «козла отпущения», кто вырос в такой ситуации, когда сразу много близких людей его обесценивали и считали «плохим».
- Когда другие люди видят в вас что-то негативное и приписывают вам какие-то качества, ярлыки и намерения – то важно научиться всегда сравнивать это со своим собственным знанием себя, с тем, что вы знаете про саму себя. И всегда оставлять внутри себя сомнение в истинности того, что про вас говорят другие.И если у вас с кем-то случается такая коммуникация, что вы начинаете сильно сомневаться в самой себе – то научиться задавать себе два вопроса:
– Что во мне сейчас видит другой человек?
– И как у меня с этим на самом деле? - Осознать, что большое количество обратной связи, которую вы когда-либо получали – это следствие защитных механизмов других людей (проекция, перенос, смещение и т.п.).У «козлов отпущения» встречается такая иллюзия, что – если в них что-то видят другие люди, то это всегда соответствует действительности. Что они такие – какими их видят другие.
Но мы все в той или иной степени (а не только вы) искажаем реальность и смотрим на мир через свои защитные механизмы. И многие ярлыки, которые когда-либо на вас навешивали – это чужие проекции и переносы. И далеко не все это действительно похоже на вас и вам соответствует.
- Если кто-то говорит с уверенностью что-то про вас или про касающееся вас, то это совершенно не значит, что он прав.Если вы часто сомневаетесь в себе, не уверены в чем-то на сто процентов – то это значит у вас, что у вас есть «наблюдающее Эго». У людей, делающих из вас контейнер, наблюдающего Эго нет, или оно очень слабо развито.И на самом деле причина их уверенности в этом, а не в том, что они провели серьезную аналитическую работу, и поэтому решили, что это так.
«Козлы отпущения» часто судят других людей по себе – что я сама вообще-то все время сомневаюсь, а уверена я только тогда, когда качественно проанализировала ситуацию. И поэтому, когда кто-то с уверенностью утверждает, что с ними что-то не так – они ему верят, потому что думают, что если другой уверен в чем-то, значит он детально во всем разобрался.
Но психически нездоровые люди вообще не способны сомневаться в себе, и только поэтому они обо всем говорят очень уверенно. Их уверенность связана с отсутствием способности к саморефлексии, а не в том, что они точно правы.
- Найти себе какой-то символ, метафору, сценарий, пример (из фильмов, мультфильмов, из жизни других людей, из снов или из любой другой работы с образами) – как вам выйти из ловушки комплекса «козла отпущения».Например: хорошая метафора для «козлов отпущения» – это сказка про «гадкого утенка». В ней есть некоторый образ, что может помочь исцелиться от детской травмы, и куда в итоге можно прийти – утенок увидел себя таким, каким он был на самом деле, разглядел в себе лебедя и нашел «свою стаю».
Как раз на примере гадкого утенка построен мой авторский фильмотренинг “Козел отпущения в семье. Из гадкого утенка в прекрасного лебедя”. Вы можете приобрести его по ссылке: http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/filmotrening-kozel-otpusheniya-v-seme-iz-gadkogo-utenka-v-prekra
Другие мои статьи на тему роли козла отпущения: