Стыд – это, наверное, то чувство, от которого люди больше всего хотят избавиться. Люди, которые занимаются саморазвитием часто говорят: «У меня низкая самооценка, я хочу от этого избавиться». И они подразумевают как раз то, что они хотят избавиться от своего чувства стыда.
Но любые попытки избавиться от стыда обычно не приводит к тому, что человек на самом деле перестает стыдиться. Обычно они приводят к тому, что психика начинает включать психологические защиты от стыда. И человек сознательно перестает чувствовать стыд, но бессознательно он остается переполненным стыдом. То есть, он развивает мнимое бесстыдство.
Стыд, а особенно токсический стыд – это самое или одно из самых неприятных переживаний, потому что в стыде есть ощущение собственной плохости, собственной дефектности. Переживать такое чувство, что со мной что-то не так – крайне болезненно и неприятно. И поэтому многие люди (а хотя бы изредка это делают все) бессознательно выбирают защищаться от чувства стыда.
А особенно сильно защищаются от стыда две категории людей:
- У кого слишком много стыда, кто «затоплен» стыдом, из-за того, что его сильно стыдили в детстве, или кто пережил много психологических травм, вызывающих чувство стыда.
- А также те, кто стыдится самого чувства стыда, кто убежден, что испытывать стыд и показывать это другим – уже само по себе постыдно, унизительно.
Защиты от стыда включаются тогда, когда переживание стыда становится непереносимым для психики человека.
Защиты используются в первую очередь, чтобы защититься именно от токсичного, экзистенциального стыда, касающегося самой сути человека, его права на существование. А также от стыда за переживание стыда.
Но когда работает защита, часто она блокирует не только токсический, но и здоровый стыд, и тогда человек становится чересчур несдержанным, неспособным соблюдать общественные правила и не нарушать чужие личные границы. Особенно это заметно в случае такой защиты, как бесстыдство.
Ложное Я как защита от стыда
Ложное Я – это основная защита от стыда. «Ложное Я» – это «маска», которую человек демонстрирует другим с целью спрятать себя настоящего, скрыть свое «истинное Я».
Когда мы стыдимся того, кто и какие мы есть на самом деле, когда бессознательно мы убеждены, что таких, какие мы есть – нас отвергнут, то этот стыд и страх отвержения побуждают нас начать «обманывать» других людей, показывать себя с какой-то более привлекательной (как нам кажется) стороны.
Мы можем стыдиться какой-то большой части себя, и тогда мы часто демонстрируем другим свое «ложное Я». А можем стыдиться каких-то отдельных своих проявлений (например, своей агрессии) – и тогда мы можем «носить маску» в каких-то отдельных случаях.
Мы можем сильно стыдиться себя и сильно не верить в возможность того, что другие нас примут такими, какие мы есть – и тогда мы можем вообще ни с кем не снимать «свои маски». А можем иметь тех близких людей, перед которыми мы способны быть самими собой.
«Ложное Я» есть у всех, и это неплохо. Вопрос только в степени того, насколько мы себя «прячем», перед кем прячем, и зачем мы это делаем, почему мы убеждены, что быть такими – это стыдно, и есть ли люди и ситуации, с которыми и в которых мы можем быть самими собой настоящими.
Потому что «ложное Я» хоть и помогает нам в каких-то социальных ситуациях, например, в работе. Но оно же является препятствием на пути к близким отношениям.
Ведь близость – это когда мы сами в контакте с кем-то являемся такими, какие мы есть, являемся самими собой, и когда другой человек с нами является собой настоящим, и мы взаимно друг друга такими «выдерживаем». Близость в отношениях увеличивается тогда, когда мы все больше и больше готовы «снимать свои маски» и показывать себя настоящими.
Другие защиты от стыда:
1) Уход – это защита, которая часто используется, чтобы избежать чувства стыда. Уход может быть физическим (уйти из помещения, разорвать отношения, отвлечься на какую-то другую деятельность и т.п.) и эмоциональным (сменить тему разговора, «закрыться внутри себя», быть незаметным и т.п.).
Люди, использующие «уход», чтобы защититься от стыда – не защищены от него полностью, они соприкасаются со своим чувством стыда, но сокращают его количество за счет избегания некоторых ситуаций, где стыд может возникнуть. Чем более болезненной является ситуация стыда, тем больше вероятности, что человек «сбежит».
2) Отрицание – это самая сильная защита от стыда, которая «эффективнее» всего защищает человека. Человек, отрицающий стыд, не осознает своего стыда, не признает его, не чувствует. В основе отрицания стыда лежит самообман («не бывает у меня никакого стыда, я абсолютно уверенный в себе человек»).
Отрицание также может быть частичным и выглядеть в форме «минимизации», когда человек признает наличие в себе стыда или постыдных ситуаций, но не признает их значимость для себя.
Человек с отрицание демонстрирует ложное равнодушие, он думает и говорит «мне все равно, что обо мне думают другие», он сам в этом убежден и искренне в это верит. Хотя на самом деле он может быть переполнен стыдом.
3) Перфекционизм – это защита, при которой человек чрезмерно стремится к совершенству и требует от себя делать все идеально. Человек с перфекционизмом всячески избегает делать что-то несовершенное.
Такой человек имеет самые высокие стандарты и воспринимает любую ошибку, любую неудачу, как трагедию, как величайший позор. И поэтому он стремится защититься от них, пытаясь делать все совершеннейшим образом. Люди с перфекционизмом не умеют расслабляются, они все время напряжены, как бы «не опозориться» перед другими, как бы не совершить какую-то ошибку.
Перфекционисты обычно не говорят про себя, что они стыдятся или боятся стыда, зато с гордостью заявляют о себе, что им важно, чтобы все было идеально. Но в основе такого стремления к совершенству обычно находится страх стыда или стыд стыда, из-за которого они делают все возможное, чтобы этого чувства избежать.
4) Высокомерие – это когда человек ставит себя выше других, как будто смотрит на них свысока, сверху вниз, как будто он лучше других. Высокомерие – это сочетание грандиозности (человек ощущает себя грандиозным) и презрения (человек с презрением смотрит на других людей, проецируя свой внутренний стыд на других).
В основе высокомерия лежат психологические защиты «идеализация» и «обесценивания», высокомерный человек идеализирует себя и обесценивает других. А еще часто проецирует свой стыд на других путем проекции или проективной идентификации, заставляя других испытывать стыд вместо него.
Люди, использующие высокомерие в качестве защиты от стыда, часто стыдят других. И это стыжение может быть явным («посмотри на себя, как тебе не стыдно»), так и неявным (когда вроде как никто никого не оскорбил и не раскритиковал явно, но были сказаны некоторые фразы, которые дали понять, что с другим человеком что-то не так, в отличие от стыдящего человека, с которым все в порядке). Неявное стыжение происходит тогда, когда человек «надевает» так называемое «белое пальто».
Высокомерие сильно мешает человеку строить близкие отношения, потому что для близости нужно воспринимать и себя, и другого – как равных, как достаточно хороших. Но высокомерный человек не способен воспринимать другого, как равного, иначе станет видимой их собственная постыдная «дефектность», которую они в глубине души ощущают.
«Раздувая свое величие», высокомерные люди пытаются скрыть от себя и от других свой токсический стыд.
5) Бесстыдство или психологический эксгибиционизм – это самая парадоксальная защита от стыда, при которой человек совсем не похож на стыдящегося, он напротив привлекает к себе очень много внимания. И делает он это, нарушая привычные общественные правила, делая нечто такое, что в привычном общественном понимании считается «неприличным», «нескромным», «эпатажным».
Бесстыдный человек демонстративно делает то, чего больше всего в глубине души стыдится, избегая таким образом осознанного переживания стыда. И он не может не привлекать к себе внимания, т.к. это его единственный способ не чувствовать стыда.
Бесстыдный человек выглядит внешне так, что как будто его невозможно чем-то задеть, невозможно ему причинить боль, как будто ничего не может его смутить, но на самом деле это не так. Бесстыдство делает человека как будто бы неуязвимым к чужой обратной связи, т.к. бесстыдство, направленное в первую очередь на защиту от токсического стыда, блокирует и стыд здоровый. И тогда человек становится неспособным к соблюдению рамок приличия.
Такому человеку как будто недостает здорового социального стыда, он чересчур не сдержан.
6) Ярость – защита, при которой люди атакуют других, чтобы те не смогли их пристыдить. Человек с такой защитой с помощью агрессии защищается от чувства стыда.
Яростный человек своей агрессией отталкивает других, чтобы никто не мог приблизиться к нему слишком близко и узнать, насколько дефектным он чувствует самого себя в глубине своей души.
Гнев проживает легче, чем стыд. И люди с такой защитой агрессируют на других каждый раз, когда им становится стыдно.
Считается, что ярость – это самая «дорогостоящая», самая разрушительная защита от стыда. Во-первых, она требует больших затрат энергии, во-вторых, она отталкивает других, человек может остаться одиноким, и в-третьих, человек с такой защитой может стать опасным для общества.
7) Отказ от части себя – когда человек «отщепляет», подавляет, отказывается от каких-то своих желаний, каких-то своих качеств, каких-то своих проявлений, которые вызывают у него стыд. И пока он не чувствует в себе этих желаний или качеств – ему соответственно нечего стыдиться.
8) Достигаторство – защитная чрезмерная склонность к достижениям в различных областях для гиперкомпенсации чувства собственной неполноценности.
Достигаторство часто идет вместе с перфекционизмом.
И негативная стороны этой защиты в том, что достижения не дают человеку почувствовать себя счастливым, а дают лишь временное облегчение, после которого вновь происходит разочарование, и снова нужно стремиться к новым достижениям.
Разочарование происходит потому, что на самом деле у человека другая потребность, которая так и остается неудовлетворенной, он хочет не сколько восхищения от других тем, какого успеха от достиг, а хочет безусловной любви, которую он так и не получает, какого бы успеха он не достиг.
9) Нападение на себя – это когда человек сам себя стыдит в защитных целях. Человек с такой защитой каждый раз пытается успеть застыдить себя до того, как его успеют застыдить другие. Чтобы не сталкиваться со внешним стыжением, он стыдит самого себя внутри себя.
Иногда такое самостыжение помогает человеку избежать внешнего стыжения (зачем стыдить того, кому и так уже стыдно), а иногда позволяет создать некоторую иллюзию контроля над внешним стыжением, которого невозможно избежать («не другой будет решать, когда мне стыдиться, а я сам буду решать»).
10) Слияние – когда человек, чтобы не стыдиться своих желаний, «сливается» с чужими желаниями, пряча свои истинные желания. То есть, начинает хотеть того, чего хотят другие. И тогда, даже если кто-то пристыдит и осудит его за его желания – то это пристыдят на самом деле не его, ведь никто, даже он сам, так и не узнал, чего он хотел на самом деле.
11) Юмор – когда человек, чтобы избежать стыда, пытается «засмеять постыдное», подшутить над собой или над ситуацией. Чтобы не испытывать стыда и не быть видимым в своем стыде – человек начинает шутить и веселиться, чтобы никто, даже он сам, не догадался, что ему сейчас на самом деле стыдно.
Люди, выросшие в семье, где они находились в роли “козла отпущения” – обычно переполнены токсическим стыдом. И если это ваш случай, то начать проработку стыда и его причины вы можете с помощью моего авторского фильмотренинга “Козел отпущения в семье. Из гадкого утенка в прекрасного лебедя”.
Автор: психолог Анна Тычук