Реакция на критику: наши эмоции зависят от формы критики

Традиционно каждый из нас с радостью и замиранием сердца слушает похвалу, которая может быть и не до конца правдивой, а вот критику, пусть даже заслуженную, мы воспринимаем всегда негативно. Как бы мы себя ни вели в ответ, в нас бурлит возмущение. И, конечно, внешняя реакция на критику совершенно не отображает нашего внутреннего состояния.

В чем же причина столь эмоциональной реакции? Ведь критика может быть вполне заслуженной и справедливой, никто из нас не идеал, как бы мы к этому не стремились. Мы совершаем ошибки, и зачастую в не самый подходящий момент, на эти ошибки могут указать нам самые разные люди, и мы за это на них сердимся. Так в чем же причина?Психологи называют причиной столь бурной, пусть и без внешних проявлений, реакции на критику себялюбие — человеку сложно согласиться с тем, что кто-то не любит его, не ценит и не уважает его так же, как он сам себя. Конечно, это слишком примитивное описание причины и следствия, но в действительности каждому из нас кажется, что критика — это проявление негативного отношения.

Безусловно, эмоциональность нашей реакции на критику зависит от ряда факторов, среди которых и тон высказывания, и особенности подачи и формулировки замечания, и природа самой критики. Различают конструктивную и деструктивную формы.

Правила конструктивной критики заключаются в том, чтобы указать на ошибку, но не унизить человека. Задеть самолюбие достаточно легко, но если критикующий умело формулирует мысль, выражая уважение к собеседнику, но четко и аргументировано излагает, в чем суть ошибки, тогда, как правило, вопрос, как реагировать на критику, не возникает — человек спокойно исправляет недочеты и учитывает подобные нюансы на будущее.

Деструктивная же форма представляет собой довольно унизительное обращение к человеку. При этом указание на ошибки звучит снисходительно или грубо. Зачастую такая форма критики охватывает не только сам недочет, но и личные качества исполнителя, что и задевает его самолюбие. А это и есть нарушение правил конструктивной критики — замечания к работе или какой-то ошибке не должны звучать как оскорбление личности человека. Соответственно, если собеседник, будь он вашим начальником или кем-то другим, критикует вас, ваша реакция на его слова зависит от того, как он формулирует свои замечания.

Но для многих вопрос, как реагировать на критику, особенно если она деструктивная, остается нерешенным. Существует несколько вариантов, но каждый из них предполагает определенное сдерживание эмоций, иначе одно замечание может перерасти в конфликт.

Итак, как реагировать на критику и какие последствия в итоге ожидать?

  1. Распространенная в семейных парах и в отношениях между коллегами, равных по должности, реакция на критику часто выражается игнорированием высказываний. Такое поведение грозит ухудшением ситуации, так как она обычно требует диалога: недовольство с одной стороны будет расти, как бы вы его ни игнорировали. Это грозит эмоциональным отчуждением или кризисом взаимоотношений.
  2. Если вы решили настоять на своем, вы должны оценить последствия. Для начала попробуйте все же проанализировать ситуацию, ведь, возможно, вы действительно не правы, и нужно согласиться с мнением критикующего. Если вы не хотите признавать свою ошибку, то не нужно сразу бросаться в крайность и поступать по-своему — представьте, что вы все-таки можете об этом пожалеть.
  3. Оправдание и извинения — тоже довольно частая тактика тех, кого критикуют, особенно когда человек понимает, что ошибся. Временами эта тактика себя оправдывает, но порой лучше воздержаться от нее, так как ситуация может стать унизительной для вас.
  4. В равноправных отношениях люди часто стараются «уколоть» собеседника в ответ. Но критика на критику не приводит к конструктивному разрешению проблемы. Какие бы эмоции не бурлили в вас, следует воздержаться от такой реакции. Ситуация, скорее всего, будет обострена.
  5. Правила конструктивной критики предполагают вескую аргументацию, а не субъективное мнение. Это должны учитывать и критикующие стороны, если хотят указать на ошибку, а не оскорбить человека, и стороны, услышавшие в свой адрес замечание. Если оно недостаточно описывает суть проблемы, переспросите, попросите уточнить. Тогда вы поймете, что критика была направлена не лично в ваш адрес, и сможете исправить допущенные ошибки.

Как правило, диалог заставляет задуматься и критикующего. Возможно, дело было не в каких-то ошибках, а в плохом настроении. А, возможно, ошибка не стоит такого внимания – совместный анализ поможет разобраться и соблюсти правила конструктивной критики, чтобы не задеть чувства и личные качества сторон.

Конечно, часто бывает, что мы не готовы прислушаться к доводам разума и воспринять критику адекватно. В таких случаях нужно сделать паузу – не игнорировать замечание, а после глубоко вдоха ответить. Вариантов, как реагировать на критику, при этом также остается несколько:

  • вы можете спокойно согласиться с фактом, который вам поставили в упрек, не оправдываясь, даже если вы сами считаете, что не правы. Согласившись с замечанием, вы даете понять собеседнику, что услышали его.
  • если вы не согласны с замечанием, то вашей реакцией на критику может стать спокойное согласие с частью высказывания. Как правило, соглашаясь лишь частично, можно добавить свое мнение и видение ситуации. Главное – начать с согласия, тогда критикующий тоже услышит вас. Если вас упрекают в чем-либо, вы можете напомнить свои предыдущие заслуги, когда критика относится к неповторяющейся ошибке. Например, на замечание «Ты никогда не моешь за собой посуду!» вы можете ответить «Да, сегодня я за собой не помыл, но в другие дни я мою за собой посуду», конечно, если это будет правда, иначе вы вызовете новую волну негодования.

Очевидно, что при получении замечания вы самостоятельно можете использовать правила конструктивной критики и исправить ситуацию, усмирив свои эмоции, воззвав к разуму и используя несколько вышеизложенных советов.

Ссылка на основную публикацию