Когда никто не виноват

Май 10, 2011

Довольно часто в жизни случаются ситуации, которые приводят к разного рода конфликтам и спорным моментам. При этом, несмотря на парадоксальность, в их возникновении никто не виноват.

Да, так действительно бывает. Ведь далеко не всегда люди имеют злой умысел при осуществлении тех или иных действий и, тем более, не имея такой цели, способны предугадать, к чему эти действия или, наоборот, бездействие могут привести. Виной здесь являются недосказанность, незнание, недопонимание или простое стечение обстоятельств. В итоге конфликт разгорается, но у каждого из его участников своя правда и, по сути, получается, что никто не виноват. Ни одна из сторон не готова просить прощения и в таком не желании по-своему права.Самое неприятное, что в таких случаях может произойти – это «назначение» виноватого. И, надо сказать, такие случаи вовсе нередки. С чем-то подобным я неоднократно сталкивалась на работе, когда работала менеджером по работе с клиентами.

Как известно, клиент всегда прав, даже, когда не прав в корне, спорить с этим утверждением бесполезно. Вот и я никогда не пыталась его оспаривать. Но однажды уйдя в отпуск и передав свой участок работы другому сотруднику, я в полной мере ощутила на себе все последствия, которые такой подход может иметь для рядового работника крупной компании.

Проработав с клиентом и обсудив с ним якобы все условия предстоящей сделки во время моего отсутствия, коллега с радостью вернул мне его обратно, как только я снова вышла на работу. Мне оставалось всего лишь физически подписать с заказчиком договор и выполнить его условия, что я, собственно говоря, незамедлительно и сделала. Вот только выполнив все условия соглашения со своей стороны, а точнее со стороны компании, я столкнулась с тем, что часть своих обязательств в силу того, что о них клиент заранее предупрежден, якобы, не был, он выполнять не собирался. Конечно, в этой ситуации руководство, недолго думая, «назначило» виновной меня, несмотря на все факты, говорящие об обратном. Нет, меня не уволили и даже не лишили зарплаты, впрочем, ее размер все-таки был несколько подредактирован, но неприятный осадок оставался еще долго.

Благо, я не повторяла в дальнейшем таких промахов и не надеялась на компетентность моих коллег и благоразумие руководства, но многие из работников еще не раз оказывались в подобных ситуациях. А ведь всего лишь нужно было не искать виноватых, а найти достойный выход из сложившейся ситуации. Ведь, по сути, в ней никто не виноват, и отвечать по всей строгости и тем более просить прощения не должен был никто – ни я, поскольку находилась на заслуженном отдыхе, ни мой коллега, который был вынужден вести чужой участок работы, ни клиент, который «всегда прав».

С тех пор я усвоила один хороший урок – не нужно находить виноватых там, где их нет, а направлять всю энергию на поиски выхода из конфликтной ситуации. Тем более, что понять, простить – первый шаг на пути решения любой проблемы, и компромисс бывает далеко не самым худшим вариантом.

Оставить комментарий